По всем вопросам звоните: +7 (4922) 34-25-87
Версия для слабовидящих
Размер шрифта сайта:
Цвет фона сайта:
Интервал между буквами:
Новости
24.04.2024
23 апреля в зале областного Киноцентра прошел региональный квиз «Преступление и наказание» в рамках реализации программы «Обеспечение безопасности населения и территорий Владимирской области».

В интеллектуальном состязании приняли участие старшеклассники из Владимира, Киржачского и Собинского районов.
Подробнее
19.04.2024
Союз кинематографистов России запустил конкурсный отбор "Россия - взгляд в будущее" 2024 года, посвященный современным региональным трендам.
Подробнее
18.04.2024
Кто не любит мультфильмы? Мультфильмы любят все! Именно с погружения в мир мультипликации начался визит активистов Совета ветеранов города Собинки в Киноцентр Владимирской области 18 апреля. Руководитель детской киномастерской «Начало» Тамара Степановна Джулай рассказала о том, что такое идея, как приходит замысел, в чем особенности создания сценария, а после – гости перешли к практической части мастер-класса в рамках реализации проекта «Волшебная анимация».
Подробнее

Акция «Персона» - Александр Сокуров

14.06.2021

Александр Николаевич Сокуров
Родился 14 июня 1951
Режиссер, сценарист

Александр Сокуров — мастер авторского кино, снявший более 50 документальных и художественных лент. Известность режиссеру принесли картины «Одинокий голос человека», «Фауст», «Русский ковчег». Удостоен звания «Народный артист России». Российский режиссер и общественный деятель, Александр Сокуров, известен далеко за пределами России. Его работы удостоены множества отечественных и зарубежных премий. Биография мэтра кино включает учебу в Горьковском университете, в творческой мастерской ВГИКа, работу на телевидении, в кино и театре, писательскую, публицистическую и общественную деятельность.

Фильмы режиссера Александра Сокурова — не для всех. В них нет броских спецэффектов, плоских шуток, пошлых или шаблонных сцен. Каждая из его авторских картин — штучная работа, с непредсказуемым сюжетом, сложными образами действующих героев, исполненная лирических чувств и драматизма.

Александр Сокуров известен не только как актер и режиссер, но и как медийная персона. Его деятельность многогранна: он комментирует в прессе громкие события, происходящие в стране, представляет Российское кино на кинофестивалях, ведёт лекции, презентации, участвует в открытых дискуссиях. Являясь беспартийным, участвует в политической жизни государства, в качестве правозащитника и общественного деятеля.

Деревни Подорвиха, где в 1951 году родился Александр Сокуров, уже нет. Она была затоплена через 5 лет после его рождения, при строительстве Иркутской ГЭС. Но маленький Саша не увидел, как родные места уходят по воду: его отец, военный офицер, вскоре увез семью в Польшу. Заканчивал школу будущий режиссер в Туркмении, в Красноводске, большом портовом городе.
По словам мамы, он рос активным, подвижным ребенком с хорошим голосом. Ближе к восьмому классу голос пропал, появились проблемы со здоровьем. Начались разногласия с друзьями, одноклассниками. Сверстники будущего режиссера увлекались THE Beatles, он же слушал концерты Моцарта. Мама Александра, работавшая секретарем-машинисткой, привила сыну любовь к русской литературе и классической музыке, которую он сохранил на всю жизнь.

Закончив школу, юноша попытался поступить в МГИМО, но не прошел по состоянию здоровья. Решено было продолжить обучение на истфаке Горьковского университета, тем более что история интересовала Сокурова с восьмого класса. Во время учёбы Александр оказался в штате редакции Горьковской телестудии, в качестве помощника режиссера. Эта работа стала настоящим открытием, отправной точкой в его биографии.

На телестудии ответственного и дисциплинированного Александра заметил Юрий Беспалов, руководитель объединения «Телефильм». Вскоре Сокуров стал его ассистентом, а затем ему доверили самостоятельно снимать небольшие фильмы. Первой работой в кино стала документальная лента «Самые земные заботы» о жизни на селе. Затем появился фильм «Автомобиль набирает надёжность», в профессиональном формате, с монтажом и озвучкой.

В 1974 году Александр Сокуров закончил университет, а в 1975 — поступил во ВГИК. Его наставником стал А. Згуриди. Его мастерская была единственной, где работа студентов жестко не регламентировалась. По утверждению самого режиссера, во ВГИК он попал случайно, из-за ошибки комиссии.

Родители скептически относились к режиссерскому будущему сына, несмотря на то что к тому времени им было создано немало серьезных работ, среди них – «Лето Марии Войновой», «Позывные R1NN», «Последние дни ненастного лета». Учился талантливый студент отлично, за что был премирован именной стипендией С. Эйзенштейна. Но талантливые работы мастера не были приняты руководством ВГИКа, так как не соответствовали требованиям советской идеологии, а их автор закрепил за собой репутацию бунтаря.

Дошло до того, что Сокурова было решено отчислить. Из-за конфликта с руководством первая художественная картина Сокурова «Одинокий голос человека» могла быть уничтожена. Но режиссер вместе со своим другом, Юрием Арабовым, выкрали бобину с фильмом и показали ленту Андрею Тарковскому. Благодаря его заступничеству Александр Сокуров закончил институт, правда, экстерном, и получил распределение в Ленинград, на киностудию «Ленфильм».

Первой ленинградской картиной режиссера стала лента-реквием «Дмитрий Шостакович. Альтова соната». Затем были «Терпение. Труд» и «Скорбное бесчувствие». Творчество Сокурова на Ленфильме вызывало негативную реакцию у руководства партии и Госкино. Ни один из фильмов, снятых в это время, не дошел до зрителя. Не раз друг и наставник Андрей Тарковский предлагал Сокурову уехать и работать за рубежом, но режиссер не готов был заговорить на другом языке и расстаться с горячо любимым Эрмитажем.

Только с началом перестройки, в 80-х, снятые ранее картины вышли в прокат. Талантливые и драматичные ленты представляли русское кино на зарубежных кинофестивалях. В 1987 году в Локарно получил Бронзового Леопарда фильм «Одинокий голос человека», а двумя годами позже была удостоена высокой награды в Берлине картина «Скорбное бесчувствие».

В 80-90 годах режиссер работает в полную силу, иногда снимает 2-3 картины в год. Это художественные и документальные ленты. Режиссерскую деятельность он совмещает с общественной и преподавательской: работает в молодежных программах на радио, занимается с группой талантливых студентов. В 1998-1999 году на Петербургском телевидении выходит цикл передач о современном кино «Остров Сокурова».

Мировое признание таланта мастера еще раз подтвердилось в 1995 году, когда его имя внесли в список ста лучших режиссеров мира. С тех пор его фильмы во многих странах более известны, чем на родине, в России. Об этом говорят многочисленные награды: премия ФИПРЕССИ, Премия Ватикана, орден Восходящего солнца от японской императорской семьи.

Получил признание Александр Сокуров и на Родине: его фильмы неоднократно удостаивались премии Ника, сам мэтр в 1997 году получил звание заслуженного деятеля искусств, в 2004 — народного артиста России.

Фильмография Александра Сокурова включает более 50 художественных и документальных лент. Среди самых известных — «Русский ковчег», «Интонации», «Александра», «Фауст», «Элегия из России». В 2015 году была снята лента «Франкофония», созданная мастерами Франции, Германии и Нидерландов, признанная лучшим европейским фильмом. Есть и театральные проекты. Попытка постановки «Бориса Годунова» в Большом театре, была снята из-за сложности партий, а спектакль, посвященный творчеству Бродского, оказался удачным. Сейчас режиссеру под 70, он полон творческих идей, принимает участие во многих российских и зарубежных кинофестивалях.

Всю жизнь гений кино предпочитает быть шокирующе непредсказуемым, сохраняет единство индивидуального стиля. Его кино узнаваемо, в нем присутствуют некоторая затянутость, недосказанность методы съемки изысканны и оригинальны. Его герои — профессиональные актеры и случайные люди, а в фильмах документальность сочетается с художественными образами.

Материал с портала: Культура.РФ

Фотографии
Наши партнёры