По всем вопросам звоните: +7 (4922) 34-25-87
Версия для слабовидящих
Размер шрифта сайта:
Цвет фона сайта:
Интервал между буквами:
Новости
22.03.2024
Во Владимирской области продолжается акция "Крымская весна", организованная Киноцентром. На территории всего региона идут показы фильмов об истории и сегодняшней жизни полуострова.
Сегодня Центр культуры и спорта поселка Ставрово посетили заместитель директора "Крымского Киномедиацентра" Елена Вильеновна Куценко и методист учреждения Юлия Сергеевна Маркова.
Подробнее
21.03.2024

20 марта в Суздале стартовал XXIX Российский открытый фестиваль анимационного кино «Суздальфест». Участники фестиваля – маститые российские мультипликаторы отправились к юным поклонникам анимации Владимирской области с мастер-классами.

Подробнее
21.03.2024

20 марта в турцентре «Суздаль» состоялось праздничное открытие Открытого российского фестиваля анимационного кино. Основная сцена и фойе были украшены плакатами художников и конкурсантов фестиваля на тему «ГОРОД МАСТЕРОВ», официальным плакатом от главного художника смотра Валентина Телегина и рукодельными арт-объектами, выполненными под руководством Марины Курчевской и Нины Виноградовой. Вели вечер сценарист и поэт Вадим Жук и директор фестиваля Александр Герасимов. 

Подробнее

Акция «Персона» - Елена Яковлева

05.03.2021

Елена Алексеевна Яковлева
Родилась 05 марта 1961 года
Актер театра, актер кино

Елена Яковлева, знаковая актриса российского кино, знакома телезрителям по множеству киноработ. За плодотворный труд на ниве искусства народная артистка России награждена Государственной премией Российской Федерации, а также представлена к ордену Почета.

Биография актрисы началась в провинциальном городке Новоград-Волынском. Мать Валерия Павловна работала в местном НИИ, а отец Алексей Николаевич проходил военную службу. Из-за частых переездов семьи, связанных с родом деятельности ее главы, маленькая Лена привыкла постоянно быть в классе каждой школы новенькой. Помимо уроков, девочке приходилось присматривать за младшим братом и помогать матери в домашних делах.

Елена еще в детстве мечтала стать актрисой. К слову, ее бабушка – крепостная, в свое время играла в хозяйском театре. Возможно, стремление к сцене передалось Яковлевой по наследству. Так или иначе, на выпускном вечере Лена загадала желание – стать артисткой. Ее мечта исполнилась.

После окончания школы в 1978 году Яковлева подала документы в Харьковский институт культуры, но попытка поступить оказалась неудачной. На протяжении 2 лет она работала библиотекарем, картографом и комплектовщицей на местном радиозаводе. Деньги с зарплаты Елена откладывала, чтобы покорить столицу.

Так и случилось в 1980 году, когда Яковлева приехала в Москву и с 1-го раза поступила в ГИТИС. Ее появление на вступительных экзаменах произвело на комиссию неизгладимое впечатление — хотя, в первую очередь, из-за абсурдности происходящего. Так, абитуриентка рассказывала басню про ворону и лисицу и в процессе то вставала на стул, то слезала с него, пока не провалилась и не застряла намертво.

Читая отрывок из Толстого, Елена упала на колени, чтобы придать исполнению большую реалистичность, и комиссии пришлось слушать ее стоя: девушку попросту не было видно сидящим за столом профессорам. Абитуриентка была зачислена в мастерскую Владимира Андреева.

Окончив вуз, Яковлева начала играть в театре «Современник». Труппа приняла ее единогласно, что в театральном мире случается редко. Первая роль актрисы в этом театре оказалась курьезной: в спектакле «Дни Турбиных» ей выпало играть девушку, которую по очереди мучают красногвардейцы и белогвардейцы. По режиссерской задумке она кричала без слов, находясь за кулисами. И только через 5 месяцев исправных воплей режиссер спохватился, что можно сделать запись крика.

На сцену театра актриса выходила в образе Гители в постановке Галины Волчек «Двое на качелях» по одноименному произведению Уильяма Гибсона. После Яковлева играла Наташу в «Трех сестрах» Антона Чехова, начмеда в «Навеки девятнадцатилетних» и Галину в спектакле «Близнец».

 В 1986 году Яковлева покинула «Современник» ради театра имени Ермоловой. Как сегодня признается артистка, этот выбор был неверен, и спустя 3 года Елена Алексеевна вернулась на родные подмостки.

После возвращения в «Современник» актриса прослужила там до 2011 года. За это время Яковлевой были сыграны такие яркие роли, как мятущаяся блаженная Ольга в пьесе Николая Коляды «Мурлин Мурло», цветочница Элиза Дуллитл из знаменитого «Пигмалиона» Бернарда Шоу, Варя в классической чеховской постановке «Вишневый сад», а также Тамара, главная героиня пронзительной мелодрамы «Пять вечеров».

По словам артистки, причиной ухода стало отсутствие новых проектов. Яковлева призналась, что за последние 10 лет службы в «Современнике» она получила только одну яркую новую роль.

Остальные предложения были настолько формальными и незначительными, что она просто не могла на них согласиться, не потеряв чувства собственного достоинства. Последней же каплей, как ни удивительно, стала долгожданная свежая роль. Уже во время репетиций актрису переставили с одной героини на другую, третьестепенную. Такое отношение покоробило заслуженную артистку, и она ушла из театра.

«Современник» давал прессе другую информацию, называя поведение Яковлевой и ее заявления журналистам оскорбительными, а обвинения надуманными.

Помимо работы в кино, актриса выходит на театральную сцену в антрепризных постановках агентства «Арт-партнер XXI». Это постановка «Бумажный брак», в которой Елена Алексеевна предстала в блистательном трио вместе с Сергеем Маковецким и Даниилом Спиваковским, и музыкальная комедия «Территория любви». После ухода из «Современника» Яковлева сыграла в спектакле «Кто боится Вирджинии Вульф?».

В 2018 году актриса вернулась в «Современник». Галина Волчек предложила Яковлевой роль в постановке «Играем… Шиллера». Пока только в качестве приглашенной артистки. Елена Алексеевна регулярно выезжает на гастроли с творческими вечерами по городам России, а также играет в столице в Театре имени А. С. Пушкина, в постановке «Эта прекрасная жизнь» и в «Центре драматургии и режиссуры» в мелодраме «Старый дом».

Кинодебютом актрисы стала эксцентричная сказка-мюзикл «Двое под одним зонтом» режиссера Сергея Абрамова. В этой картине партнерами 22-летней Яковлевой стали звезды Иннокентий Смоктуновский и Ивар Калныньш.

Затем появились роли в драме «Плюмбум, или Опасная игра», трагифарсе «Время летать», мелодраме «Два берега» и других. Всенародная известность и лавинообразный рост популярности к артистке пришли с кинолентой «Интердевочка» — нашумевшей на весь Союз экранизацией Петра Тодоровского повести Владимира Кунина о жизни валютных проституток.

Фурор, произведенный этим фильмом, был таков, что, несмотря на заложенную в нем мораль, получился обратный эффект: школьницы мечтали стать девушками легкого поведения, позорное занятие приобрело романтическую окраску.

«Интердевочка» получила множество кинонаград, а сама Яковлева в возрасте 28 лет была удостоена призов Токийского кинофестиваля и фестиваля «Созвездие», признана лучшей актрисой года по версии журнала «Советский экран», а также получила престижную российскую кинопремию «Ника». Этот проект стал лидером проката 1989 года.

Позже актриса снялась в еще одном фильме Тодоровского. На этот раз Елена Алексеевна предстала в образе Ани Крюковой в послевоенной романтической драме «Анкор, еще анкор!». За эту роль артистка получила 2-ю «Нику», а также приз кинофестиваля «Созвездие».

После этого сотрудничество Яковлевой и Тодоровского продолжилось картинами «Ретро втроем» и «Какая чудная игра».

Елена Алексеевна хотела сняться в знаменитой драме «Утомленные солнцем» и потом жалела, что режиссер Никита Михалков утвердил на роль Ингеборгу Дапкунайте.

Следующим витком популярности актриса обязана роли детектива Насти Каменской в легендарном телесериале «Каменская», снятом по мотивам детективных романов Александры Марининой. Эта детективная теленовелла насчитывала 6 сезонов и все время показа пользовалась неизменной любовью публики. Как теперь вспоминает Яковлева, она с трудом прошла пробы в сериал, так как в ней долгое время все еще видели «Интердевочку», яркое амплуа играло против нее. 3-й сезон этого проекта принес артистке премию ТЭФИ в 2004 году. В этой ленте также снимались Андрей Ильин, Сергей Никоненко, Станислав Дужников, Дмитрий Нагиев и пр.

Из лучших работ в фильмографии Яковлевой телезрители отмечают роль тети Клавы в послевоенной драме «Катя. Военная история», где ее коллегами по съемочной площадке стали Борис Щербаков, Катерина Шпица, Николай Кисличенко, Ингеборга Дапкунайте. Также актриса снялась в российской медицинской драме «Склифосовский», где сыграла заведующую отделением хирургии Ирину Алексеевну.

Популярными многосерийными проектами с участием звезды стали сериалы «Курсанты» по повести Петра Тодоровского «Вспоминай — не вспоминай», «Найденыш» о женщине, которая в зрелом возрасте решила стать матерью, и «Любопытная Варвара» о бывшей учительнице, увлекающейся расследованиями преступлений.

В фильме-катастрофе «Экипаж» рассказывается история экипажа гражданского самолета. Талантливый молодой летчик Алексей Гущин (Данила Козловский), командир корабля Леонид Зинченко (Владимир Машков) и 2-й пилот Александра Кузьмина (Агне Грудите) смогли совершить подвиг и спасти сотни жизней. Елена Алексеевна воплотила образ жены Зинченко.

Также в 2016 году вышел автобиографический фильм «Елена Яковлева. Женщина на грани», где перед зрителями приоткрывают тот этап съемок проектов с участием популярной артистки, который остается за кадром.

Гастрольный график актриса успешно совмещает со съемками. В 2017 году она появилась в 6-м сезоне «Склифосовского», комедии «Елки новые». В фильме-фэнтези «Последний богатырь» Яковлева воплотила образ Бабы-яги.

В 2018 году Елена Алексеевна входила в состав жюри всероссийского конкурса детских талантов «Синяя птица — Последний богатырь».

В 2018–2019 годах вышли в свет «Склифосовский» (7-й сезон), «Семь ужинов», «Большие надежды», «Черновик» и «Елки последние».

В 2020 году актриса была занята на съемках драмы «Склифосовский» (8-й сезон стартовал в самом начале 2021-го) и фэнтези «Вратарь Галактики».

В производстве находятся фэнтези «Черновик», шпионский детектив «Чернобыль», детективная мелодрама «Мисс Полиция» и сказка «Последний богатырь: Корень зла».

Семейное кино «Последний богатырь: Корень зла» рассказывает о проблемах Ивана, который не чувствует в себе силушки богатырской накануне Богатырских игр и боится опозориться на глазах у отца и невесты. Пробуждение древнего зла заставляет соперников объединить усилия для спасения волшебного мира. Коллегами Елены Алексеевны по съемочной площадке в этом проекте стали Виктор Хориняк, Мила Сивацкая, Екатерина Вилкова и пр.

Материал с портала Биограф.ру

Фотографии
Наши партнёры