По всем вопросам звоните: +7 (4922) 34-25-87
Версия для слабовидящих
Размер шрифта сайта:
Цвет фона сайта:
Интервал между буквами:
Новости
24.04.2024
23 апреля в зале областного Киноцентра прошел региональный квиз «Преступление и наказание» в рамках реализации программы «Обеспечение безопасности населения и территорий Владимирской области».

В интеллектуальном состязании приняли участие старшеклассники из Владимира, Киржачского и Собинского районов.
Подробнее
19.04.2024
Союз кинематографистов России запустил конкурсный отбор "Россия - взгляд в будущее" 2024 года, посвященный современным региональным трендам.
Подробнее
18.04.2024
Кто не любит мультфильмы? Мультфильмы любят все! Именно с погружения в мир мультипликации начался визит активистов Совета ветеранов города Собинки в Киноцентр Владимирской области 18 апреля. Руководитель детской киномастерской «Начало» Тамара Степановна Джулай рассказала о том, что такое идея, как приходит замысел, в чем особенности создания сценария, а после – гости перешли к практической части мастер-класса в рамках реализации проекта «Волшебная анимация».
Подробнее

Акция «Персона» - Алла Ларионова

19.02.2021

Годы жизни: 19 февраля 1931 — 25 апреля 2000
Актер кино

Алла Ларионова впервые снялась в кино в 15 лет, а в 22 года покорила Международный кинофестиваль в Венеции в образе Любавы в фильме «Садко». Ларионову приглашали сниматься в Голливуде, и даже Чарли Чаплин звал ее на главные роли в своих фильмах. В опасных сценах она обходилась без дублерш, играла в легкой одежде в 30-градусный мороз, а ради красивых дублей могла репетировать сутки.

Родители Аллы Ларионовой познакомились во время Гражданской войны. Они вместе воевали в 161-й партизанской бригаде имени Котовского на территории Беларуси. Жили в достатке: Дмитрий Ларионов после революции стал депутатом Бауманского районного совета Москвы, потом — директором районной организации по торговле пищевыми продуктами. Мать будущей актрисы работала завхозом в детском садике.

Сначала в семье появился сын Владимир, а в феврале 1931 года — дочь Алла. Жили они в доме напротив Богоявленского собора на Спартаковской улице. Недалеко находился кинотеатр, и Алла Ларионова часто слышала, как зрители на крыльце обсуждают фильмы после просмотра. Позже актриса шутила, что благодаря таким разговорам всегда знала, что нравится аудитории, а что нет.

Летом вместе с детским садом, где работала мама, Алла Ларионова выезжала за город, на детсадовскую дачу. Однажды в поисках детей для фильма к ним приехала съемочная группа, отобрали двух мальчиков и Аллу. Но мать отпустить ее на съемки не согласилась.

Алле Ларионовой исполнилось 10 лет, когда началась Великая Отечественная война. Немцы наступали, жителей Москвы стали эвакуировать. Отец вступил в одну из 12 дивизий народного ополчения и остался оборонять столицу. Валентина Ларионова вместе с сыном и дочерью уехали в татарский Мензелинск. Там будущая актриса впервые выступила перед зрителями: читала стихи раненым в военном госпитале. Тогда там лечили Зиновия Гердта, который позже стал народным артистом СССР. В 1945 году семья воссоединилась в Москве.

Ларионову пригласили сниматься в кино, когда ей было 15. Ассистент режиссера Александра Довженко — Надежда Кушнеренко — встретила ее на улице, недалеко от школы, и предложила поучаствовать в съемках фильма «Мичурин». В одной из сцен Ларионова и 11 других девушек играли помощниц советского селекционера. Алла Ларионова так понравилась режиссеру, что он поставил ее на первый план.

Тогда же с ней познакомился и второй ассистент Довженко — Георгий Натансон, который стал ее проводником в мире кино. «Вот истинно русская красавица, спокойная, гордая и величавая. Ее золотые волосы, подсвеченные солнцем, превращались в нимб над головой», — говорил Натансон. Девушку записали в статисты и приглашали все чаще, ей приходилось пропускать школу. Первым фильмом, где Алла сыграла эпизодическую роль, стал «Поезд идет на Восток» Юлия Райзмана. Тогда же Ларионова решила, что станет актрисой.

В 1948 году начинающая актриса подала документы в два вуза — Российский институт театрального искусства (ГИТИС) и Всероссийский государственный институт кинематографии (ВГИК). Прослушивание в ГИТИС Ларионова провалила: увидела в жюри знаменитого режиссера Андрея Гончарова, разволновалась и забыла слова. Во ВГИК прошла, но не сразу: режиссер Сергей Герасимов, который набирал курс, не хотел принимать ее, посчитав внешность Ларионовой неартистичной. Переубедила Герасимова его жена Тамара Макарова, она преподавала в вузе и в тот день тоже была среди экзаменаторов.

В учебных спектаклях Ларионова воплощала разноплановые образы: она играла и девочку из рабочей семьи, и графиню. На втором курсе актрису снова пригласили в кинематограф. На этот раз — на главную роль.

Актеров к фильму-сказке «Садко» Александра Птушко подбирал Георгий Натансон. Главного персонажа должен был сыграть известный в те годы артист Сергей Столяров. А вот с ролью Любавы возникла проблема: ни одну из 200 претенденток режиссер не одобрил. Тогда Натансон предложил Ларионову. «Когда на «Мосфильме» появилась Алла Ларионова, Птушко воскликнул: «Есть Любава! Иди, девочка, в соседнюю комнату, читай сценарий, готовься к съемкам», — вспоминал Георгий Натансон. В ноябре 1951 года актриса уехала на съемки в Ялту.

Фильм «Садко» вышел на экраны в 1952 году. Сказку высоко оценили не только советские зрители, но и зарубежные критики — творческую группу из СССР пригласили на Венецианский международный кинофестиваль. В 1953 году Алла Ларионова впервые выехала за рубеж.

Картина Птушко первой в истории советского кинематографа была удостоена «Серебряного льва». Сказку о купце из Новгорода и его Любаве хвалили за режиссерскую работу и за игру артистов. Сергея Столярова, исполнителя роли Садко, включили в список 50 лучших актеров по версии фестиваля. Об Алле Ларионовой писала мировая пресса, зарубежные режиссеры и продюсеры приглашали в Голливуд. Однако советским актерам сниматься за рубежом не разрешали, и каждый раз официальный представитель делегации выдавал заранее подготовленный ответ: у актрисы расписан план съемок на долгие годы, работать с западными проектами она не может.

Алла Ларионова часто вспоминала поездку в Венецию. Жизнь в этом городе отличалась от московской даже в мелочах: воду в ванну можно было набрать морскую, в магазинах продавались наряды на любой вкус, а горничные в отеле носили кружевные чулки, каких было не достать в СССР.

В 1953 году Алла Ларионова снялась в кинолентах «Вихри враждебные» и «Команда с нашей улицы». В том же году — защитила диплом во ВГИКе, не по учебным коротким метрам, как было принято, а по работам в большом кино.

Вскоре ее утвердили на главную роль в картине «Анна на шее». На том, чтобы Анну сыграла именно Ларионова, настаивал режиссер фильма Исидор Анненский. В картине снимались популярные в то время артисты — Михаил Жаров и Александр Вертинский. Вертинский относился к выбору Анненского скептически: он хотел, чтобы роль досталась опытной артистке. «Было много возражений, но ее кандидатуру мне удалось отстоять. <...> Постепенно Ларионову Аллу приняли все члены съемочной группы. <...> Выбор Аллы Ларионовой на главную роль играл в известной степени принципиальное значение: я всегда стремился привлекать на экран актерскую молодежь», — писал Исидор Анненский в книге «В театре и кино».

Сцена, когда изнеженная героиня просыпается в своем будуаре после бала, снималась в гараже «Мосфильма». На улице было минус 30 градусов по Цельсию, на площадке — чуть выше. Алла Ларионова играла в одном пеньюаре. Как только объявляли перерыв, актриса тут же закутывалась в теплое одеяло. После этих экстремальных съемок отношение Александра Вертинского к Ларионовой изменилось: он увидел в ней профессионала.

Сцены на балу снимали и ночью: артисты оперетты, которые играли в массовке, днем были заняты в своих театрах. От изнурительных танцевальных репетиций у Ларионовой отекали ноги, она уставала настолько, что не могла вытащить шпильки из волос перед сном. В таком режиме работали целый месяц.

Фильм вышел на экраны в 1954 году и стал лидером кинопроката — картину «Анна на шее» посмотрели 32 миллиона человек. Зрители ходили на сеансы по несколько раз, скупали фотокарточки с изображениями актеров. Однако критики работу Анненского не оценили. «В фильме, говорили критики, мало что есть от Чехова, в главной героине — тоже. Обстановка в зале была накалена. По наивности я думал, что верх должны одержать кинозрители, всей душой принявшие «Анну на шее» и высоко ее оценившие. Но нет — победили критики. В прессе о фильме отзывались прохладно», — вспоминал близкий друг актрисы Николай Ларин. Тем не менее картина собирала полные кинозалы не только в СССР, но и в Южной Америке, куда вскоре с гастролями отправилась творческая группа фильма.

В 1955 году актриса снялась в фильме «Двенадцатая ночь», где сыграла графиню Оливию. В один из съемочных дней площадку посетил министр культуры Георгий Александров. Он оказывал ей знаки внимания и пригласил на ужин. «Говорили, что у него был гарем из артисток, — вспоминала Ларионова. — К этому гарему приписали и меня». Из-за этих слухов актрису перестали звать сниматься, она лишилась роли в новой кинокартине Птушко «Илья Муромец».

Когда Александрова сняли с должности, актриса написала письмо новому министру: изложила факты и попросила разобраться в происходящем. Через неделю в газете появилась заметка о предстоящем визите советских кинематографистов во Францию. Среди делегатов числилась и Ларионова.

В Париже, во время этого визита, актриса познакомилась со звездами французского театра и кино — Жераром Филипом и Дани Робен и поэтом Луи Арагоном. На прощальном приеме Жерар Филип написал актрисе стих на ресторанном меню: «Со мной сидит блондинка в платье голубом, и я в нее влюблен».

Вскоре Ларионовой предложили сыграть роль Одинцовой в фильме «Отцы и дети» Адольфа Бергункера, затем — жены дьячка Савелия в короткометражке «Ведьма». Пригласили Ларионову и в драму Семена Туманова «Ко мне, Мухтар». В сцене, в которой на ее героиню — Машу Колесову — нападает Мухтар, актриса отказалась от дублерши. Сняли четыре дубля, но во всех дрессировщик слишком рано отзывал собаку, жалел Ларионову. Тогда Туманов попросил рабочих подержать кинолога, пока эпизод не получится достаточно достоверным. Собака повалила актрису на снег и разорвала на ней шубу. Именно этот дубль и вошел в фильм.

«Я счастливая женщина. Я снималась в кино, и меня любил Коля Рыбников», — говорила Алла Ларионова. Актеры поженились в 1957 году. В ЗАГС Рыбников приехал со съемок картины «Высота», где он играл бригадира монтажников Николая Пасечника. На премьеру этого фильма Ларионова и Рыбников пришли уже вдвоем. Когда по сценарию герой Рыбникова с экрана произнес: «Ну что, Коля, кончилась твоя холостая жизнь?» — зрители зааплодировали.

У Ларионовой и Рыбникова родились две дочери — Алена и Арина. Несмотря на занятость, актеры находили возможность побыть с семьей — устраивали встречи, вместе готовили праздничные ужины. К ним часто приходили друзья: звездные пары Вячеслав Тихонов и Нонна Мордюкова, Сергей Бондарчук и Ирина Скобцева. «Коля и Алла были одной из самых счастливых пар, какие я только знаю», — говорила Ирина Скобцева.

С начала 1970-х актриса не появлялась на экране и все время посвящала семье. В 1992 году она вышла на театральную сцену: в Театре имени Евгения Вахтангова исполнила главную роль в спектакле «Коварство, деньги и любовь».

Аллы Ларионовой не стало 25 апреля 2000 года. Похоронили актрису на Троекуровском кладбище в Москве.

Материал с портала Культура.РФ

Фотографии
Наши партнёры