С 27 сентября по 3 октября во Владимире прошел VIII Всероссийский открытый кинофестиваль «Шередарь». Масштабное мероприятие прошло при поддержке Правительства Владимирской области и Министерства культуры региона. Главным партнером организаторов выступил Владимирский Киноцентр.
Создатель десятков хитов, среди которых «Милая моя», «Ты у меня одна» и «Серега Санин», родился в июне 1934 года в Москве. У барда и поэта украинско-литовские корни, но Юрий Визбор считал себя русским человеком.
Знакомство родителей поэта состоялось в Краснодаре. Для красного командира Иозаса Визбора (Визбораса) брак с молодой акушеркой Марией Шевченко был вторым — от первого остались две дочери. Иозас Ионасович увез молодую супругу в Сталинабад (современный Душанбе), потом в Сочи, а затем и в Москву, где родился Юра.
Отношения в семье были далеки от идеальных — Мария Григорьевна хотела сделать аборт, а вскоре после рождения сына развелась с мужем и уехала в родной Краснодар. Сделав попытку примириться с семьей, Иозас Ионасович забрал бывшую жену с сыном обратно в столицу, но уже в 1938-м оперуполномоченный ОБХСС попал в маховик репрессий. Мужчину реабилитировали посмертно только в 1958-м.
После расстрела Визбора Мария Григорьевна была выслана в Подмосковье, позже женщина с маленьким Юрой отправилась в Хабаровск, а одна из дочерей Иозаса Ионасовича от первого брака, 13-летняя Антонина, жившая в их семье, попала в детдом для детей врагов народа.
С 1941 года Юрий с матерью смогли вернуться в столицу и поселились на Сретенке, где он провел школьные годы. Мария Григорьевна еще раз вышла замуж, но отношения сына с отчимом не сложились, и в 1951-м пара развелась.
Визбор не мечтал стать артистом или певцом. В детстве и юности Юрий увлекался футболом, но, повзрослев, переключился на профессию летчика. В старших классах парень записался в аэроклуб и за два года освоил Як-18. В 1951 году после окончания школы № 659 Визбор в полной мере ощутил положение сына «врага народа» — он пытался поступить в МГИМО, МГУ и даже Московский государственный университет геодезии и картографии, но у парня просто не принимали документы.
В автобиографии Юрий Иосифович написал, что одноклассник Владимир Красновский стал для него человеком, оказавшим решающее влияние на судьбу. Он научил Визбора играть на гитаре, любить и понимать музыку и литературу.
В Московском государственном педагогическом институте Юрий тоже оказался из-за друга Володи. Тот попросил Юрия поступать в педагогический вуз за компанию. Визбор встретил предложение с юмором, но, увидев здание МГПИ на Пироговке, понял, что студенческие годы проведет здесь.
Оба друга успешно сдали экзамены и прошли по конкурсу, но лишь много лет спустя Визбор узнал, что для парня с клеймом неблагонадежной семьи поступление было случайной удачей — результатом отеческой доброты приемной комиссии.
Учеба в педагогическом вузе повлияла на творческую биографию барда. Ведь в середине 1950-х в МГПИ были сильны песенные традиции, развита студенческая самодеятельность и туризм. Походы по живописным уголкам Подмосковья и Карелии стали питательной средой для написания первых композиций. В вузе вместе с Юрием Визбором учились Светлана Богдасарова, Ада Якушева, Юрий Ряшенцев и Юлий Ким.
В 1961 году Юрий Визбор с писателем Сергеем Смирновым написал сценарий к художественной картине «Выше неба», для которой сочинил шесть песен. Среди них знаменитый «Домбайский вальс».
В активе поэта десятки песен к фильмам, наиболее известные — «Александра», написанная вместе с Сергеем Никитиным к двухсерийной мелодраме «Москва слезам не верит», «Ты у меня одна» (одноименный фильм режиссера Дмитрия Астрахана) и другие.
С 1970-го Визбор работал сценаристом творческого объединения «Экран». В 1976 году на фестивале Красного Креста в Варне Юрий Иосифович получил Гран-при за сценарий к документальной ленте «Доктор». В том же году его приняли в Союз кинематографистов СССР.
В 1960–1970-х зрители познакомились с Визбором-актером. Впервые он появился в картине «Июльский дождь» Марлена Хуциева, где не только играл, но и исполнял песни. Над композициями к фильму помимо Юрия Иосифовича работали Евгений Клячкин и Булат Окуджава. Ленту не положили на полку, как большинство проектов в самом конце оттепели, но выпустили только в ограниченный прокат.
В 1969-м вышел советско-британско-итальянский фильм «Красная палатка» — это был первый совместный с СССР проект, который финансировался западной стороной. Коллегами Визбора по съемочной площадке стали Питер Финч, Клаудия Кардинале и Шон Коннери. Драма была претендентом на премию «Золотой глобус», но уступила награду британской картине «Воскресенье, проклятое воскресенье».
Источник: https://24smi.org/celebrity/4666-iurii-vizbor.html