Игорь Кваша родился 4 февраля 1933 года в Москве. Его отец Владимир Кваша имел звание доктора химических наук,и должность завкафедрой МХТИ им.Менделеева. Родом был из небольшого городка Покотилово под Киевом. Погиб под Ленинградом в декабре 1942 года. Маму звали Дора Кваша, по образованию она дефектолог и сурдопедагог, заканчивала Московский медико-педологический институт Наркомздрава СССР.
В начале войны Игоря с мамой эвакуировали в Сибирь, в город Ленинск-Кузнецкий. В этом городе он впервые вышел на сцену, и навсегда запомнил это ощущение праздника. Ему тогда доверили роль главного героя из сказки «Морозко». Постановку часто показывали в госпитале перед ранеными бойцами, и она неизменно собирала многочисленных зрителей. Война была в разгаре, и Игорь с друзьями тоже решили принять посильное участие. После Победы они вернулись домой, в столицу, и снова поселились на Арбате. Игорь стал самым активным участником театральной студии в Доме пионеров.
В 1950 году он поступил в Школу-студию МХАТ, где его преподавателем был А.Карев. Игорю повезло не только с педагогами, но и с однокурсниками. Он учился с Людмилой Ивановой, Галиной Волчек, Леонидом Броневым, Ириной Скобцевой, Анатолием Кузнецовым. Диплом об окончании вуза Игорь Кваша получил в 1955 году.
Театральная биография Игоря Кваши стартовала сразу после выпуска. Его приняли во МХАТ, где он выходил на сцену на протяжении двух лет. В это время он познакомился с Олегом Ефремовым, который вынашивал идею создания нового театра. Кваша и другие артисты поддержали Ефремова, и это было началом «Современника».
В 1956-м бывшие студенты Школы-студии МХАТ самостоятельно поставили спектакль «Вечно живые», премьера которого прошла на сцене МХАТа. Зрители были просто потрясены игрой молодых артистов, и не отпустили их со сцены. Артисты решили объединиться, и выступать под названием «Студия молодых актеров».
Прошло немного времени, и единомышленники обзавелись собственным помещением. Театру решили дать название «Современник». Игорь Кваша служил в этом театре с первого дня, и до самой своей смерти.
Спектакли «Современника» были абсолютно не похожи на то, что давали в других театрах. Они были острыми, актуальными, иногда вызывающими, поэтому часто попадали под цензуру, которая запрещала их ставить. За все годы службы в этом театре Кваша сыграл свыше пяти десятков ролей, причем в совершенно разных жанрах. С его участием вышли спектакли «Играем…Шиллера!», «Вишневый сад», «Кабала святош» и многие другие. Именно в стенах этого театра Игорь Кваша дебютировал в качестве режиссера. Он выпустил постановки «Дни Турбиных», «Сирано де Бержерак», «Кот домашний средней пушистости».
Дебют Игоря Кваши в кинематографе состоялся в 1961-м, когда на экраны вышла картина «Сержант Фетисов». Одновременно с этим артиста позвали на съемки фильма «В трудный час». В 1965-м Игорю пришлось перевоплотиться в Карла Маркса в фильме «Год, как жизнь». Потом был целый ряд незначительных ролей, и лишь спустя некоторое время Квашу позвали на одну из центральных ролей в картине «Они живут рядом». Женская роль в этом фильме досталась Тамаре Семиной. В продолжение исторической темы Игорю предложили перевоплотиться в Якова Свердлова в ленте «Штрихи к портрету В.И.Ленина».
В 1970-м году Квашу позвали сниматься в драму «Преждевременный человек», потом был детектив «Достояние республики» и картина «Жребий». Артист продолжает активно сниматься, и один за другим выходят фильмы с его участием – «Соломенная шляпка», «Принцесса на горошине», «Сказки старого волшебника», «Шляпа», «Акселератка» и многие другие.
Всего в фильмографии Игоря Кваши сто ролей в кино. Он снялся в картинах «Человек с бульвара Капуцинов», «Тот самый Мюнхаузен», «Сердца трех», которые потом вошли в классику отечественного кино.
В 1995-м артиста снова позвали на роль политика. Теперь его герой – Иосиф Сталин в картине «Под знаком Скорпиона». Это единственный фильм, который нравился самому Игорю Кваше. В новом веке работы в кинематографе у него поубавилось. В основном он снимался в сериалах, самыми значимыми из которых были «Марш Турецкого», «Московская сага», «Другая женщина, другой мужчина». В 2005-м он исполнил роль главного героя в картине «Ленинградец».
Последний раз Игорь Кваша снялся в кино в 2012 году. На этот раз в документальном проекте «Глаз Божий», в котором речь шла о создании музея им.Пушкина.
В 1998-м Игоря Квашу пригласили на канал РТР в качестве ведущего передачи «Жди меня». В 1999-м эта программа стала выходить в эфир Первого канала. Соведущей этой программы стала Маша Шукшина. Кваша всегда очень близко принимал к сердцу истории людей, обратившихся за помощью в программу, он не позволял себе пропустить хотя бы один выпуск, и появлялся в эфире, даже когда был неизлечимо болен. Кваша был бессменным ведущим программы «Жди меня» до самой своей смерти.
Именно эта болезнь и стала причиной летального исхода, который случился 30 августа 2012 года Игорь Кваша умер и похоронен на Троекуровском кладбище.
ИЗБРАННАЯ ФИЛЬМОГРАФИЯ