Родился будущий актер летом 1922 года в Ростове-на-Дону. Станислав – первенец в семье воевавших на фронтах Гражданской войны Юлиана и Матильды Чекан. По рассказам Станислава Юлиановича, в раннем детстве он сиживал на руках будущего Маршала СССР Семена Буденного.
Через 10 лет после рождения первенца в семье появился второй сын – Владимир. В жилах детей смешалась польская кровь отца и немецкая по линии матери.
Беззаботная юность закончилась, когда Станиславу Чекану исполнилось 15 лет. Отца, обвинив в намерении отравить солдат в бытность поваром, арестовали как врага народа. Вскоре за отцом «в места не столь отдаленные» отправилась и мать.
Стаса определили в трудовую колонию, а 5-летнего Вову в детдом. Позже в интервью Станислав Чекан вспоминал череду голодных дней в колонии и тот диссонанс, который почувствовал во время праздничной демонстрации, когда увидел благодарственные плакаты генералиссимусу за счастливое детство.
Но именно в колонии началась творческая биография Чекана: подростка взяли в кружок самодеятельности. Им руководила бывшая театральная артистка, которая и разглядела в мальчике искру таланта.
Станислав сбежал из колонии, как только ему вручили паспорт, и устроился на заводе помощником мастера-жестянщика. Вскоре в Ростов-на-Дону вернулась мама, а за ней благодаря хлопотам Буденного выпустили и отца. Семья в полном составе собралась под одной крышей.
Родители редко вспоминали тягостное прошлое, а когда приходилось, то с горькой усмешкой называли проведенные в лагерях годы «курортом».
Посеянное в колонии первым театральным педагогом «доброе и вечное» проросло в Станиславе Чекане в 1938 году: 17-летний юноша стал студентом Ростовского театрального училища. Его принял на свой курс актер, режиссер и театральный педагог Юрий Завадский.
На вступительных экзаменах Чекан познакомился с Сергеем Бондарчуком: из 200 желающих попасть на курс Завадского мастер отобрал лишь их двоих.
В 1941-м Станислав Чекан отправился рядовым на фронт. Под Новороссийском будущий артист получил тяжелое ранение и был списан по состоянию здоровья. До конца войны Чекан скрашивал досуг фронтовиков – его направили в передвижной военный театр.
В 1945 году артист приехал в Одессу. Три года Станислав Чекан выходил на подмостки Театра Советской Армии, но в 1948-м перебрался в столицу, где артиста с характерной внешностью приняли в аналогичный театр. Сниматься в кинофильмах актер начал после войны. Первые роли – крошечные эпизоды в картинах «Сын полка» и «Голубые дороги».
Небольшая, но яркая роль, открывшая Станиславу Чекану дверь в кинематограф, досталась в 1951-м: он перевоплотился в лихого ямщика, распевавшего запрещенные песни, в биографической драме «Тарас Шевченко» режиссера Игоря Савченко.
С этого момента актера охотно приглашают в новые проекты. В 1950-е он снялся в картинах «Застава в горах», «Испытание верности», «Заре навстречу». Но наиболее яркой и удачной стала биографическая кинодрама Константина Юдина «Борец и клоун» о легендарном борце-любителе и артисте цирка. Станиславу Чекану досталась главная роль – Ивана Поддубного. Завершил съемки картины Борис Барнет – Юдин скончался.
С 1958 по 1993 годы Чекан трудился в Театре киноактера. Жанровый разброс артиста широчайший: Станислав Чекан играл в комедиях, мелодрамах, военных драмах. Он одинаково органичен в образах бандитов, спортсменов, лихих силачей и выпивох. В 1968-м актер появился в роли Елпидифора в ленте «Таинственный монах».
Вкус настоящей славы актер почувствовал в конце 1960-х, когда на экраны вышла «золотая» комедия «Бриллиантовая рука», в которой главные роли достались звездам советского кинематографа Юрию Никулину, Андрею Миронову и Анатолию Папанову. На небольшую роль – капитана милиции Михаила Ивановича – Леонид Гайдай позвал Станислава Чекана. Появление в фильме принесло актеру всесоюзную известность.
Затем последовали яркие эпизоды и второплановые роли в популярных лентах «Следствие ведут Знатоки», «Война и мир», «Крах», «Приваловские миллионы». В 1974 году советские зрители увидели драму Евгения Матвеева «Любовь земная», в которой Станиславу Чекану досталась роль Кошева.
В 1976-м состоялась премьера исторической мелодрамы «Сказ про то, как царь Петр арапа женил». Режиссер Александр Митта пригласил артиста сыграть маршала, а ключевые роли доверил Владимиру Высоцкому и Алексею Петренко.
В 1977 году о талантливом артисте вспомнил Гайдай и пригласил Станислава Юлиановича сыграть пристава Уховертова в своей комедии «Инкогнито из Петербурга». В том же году Чекан снялся в новом проекте Матвеева «Судьба», где режиссер собрал весь цвет советского кинематографа.
В 1978-м состоялась премьера детективной комедии «И снова Анискин» с Михаилом Жаровым и Татьяной Пельтцер в главных ролях. Чекана зрители узнали в шабашнике Кускове.
Последние проекты с участием артиста вышли в середине 1980-х. Станислав Чекан сыграл капитана милиции в «Гонках по вертикали», Алексеича в комедии «Очень важная персона» и Макара Васильевича в остросюжетной картине «Тайна золотой горы». Последний раз на съемочную площадку актер вышел в 1986-м в ленте «Трава зелена», где сыграл деда Матвея.