По всем вопросам звоните: +7 (4922) 34-25-87
Версия для слабовидящих
Размер шрифта сайта:
Цвет фона сайта:
Интервал между буквами:
Новости
19.07.2022
Владимирская область получила очередную субсидию Фонда кино по программе обновления кинотеатров на открытие кинозала в МБКДУ ДК «Юность» поселка Балакирево.

Масштабный проект Фонда кино Российской Федерации, поддержанный Министерством культуры РФ, по оборудованию новых кинозалов в населённых пунктах с численностью населения до 500 тысяч человек реализуется в нашем регионе с 2017 года. Каждому кинозалу выделяется субсидия на приобретение и установку экрана, проектора, звука.
Подробнее
07.07.2022

Лето, жара, каникулы. Многие дети мечтают о море и путешествиях. И если не получается осуществить мечту в реальности, то можно отправиться в круиз с помощью анимации, как это сделали ребята из школы «Ардиз», придя в киномастерскую «Начало» на мастер-класс.

Подробнее
05.07.2022

2 июля в деревне Ручьи Ковровского района прошел традиционный «Тиховей Fest», собравший почти полтысячи участников со всего Ковровского района. Праздник был посвящен Дню молодежи, организаторы устроили несколько интерактивных площадок, на которых создавалось «живое» граффити, проходили выступления мотоклуба, гремела группа «Лапти-бэнд», бушевало фаер-шоу.

Подробнее

Акция "Персона" - Ефим Копелян

12.04.2022

В детстве Ефим Копелян мечтал стать архитектором. Но в художественном институте он проучился всего два года, а затем ушел в театральную студию. Копелян прославился благодаря ролям в спектаклях Большого драматического театра и фильмах «Неуловимые мстители», «Преступление и наказание» и «Даурия».

Ефим Копелян родился 12 апреля 1912 года в белорусском городе Речица в еврейской семье. Его родственники владели лесозаготовительным заводом, который поставлял древесину государственным ведомствам Российской империи. Отец будущего актера Залман Копелян занимался семейным делом. Мать Маша Френкель — дочь крупного промышленника — воспитывала сыновей, которых в семье было шестеро.

Отец будущего актера любил рисовать сам и передал эту любовь детям. Ефим Копелян мечтал быть архитектором, а его старший брат Исаак Копелян стал художником.

После революции Копеляны потеряли завод и другое имущество — им пришлось перебраться на съемную квартиру. Чтобы помочь семье, Ефим Копелян устроился в местный кинотеатр художником: он оформлял афиши для фильмов, которые там показывали.

В 1929 году Копелян окончил среднюю школу в Речице и уехал в Ленинград (сейчас — Санкт-Петербург) — поступать в художественное училище. Но в этот год поступить не удалось, поэтому первое время будущий актер работал токарем на заводе «Красный путиловец». В 1930 году Копеляна все же приняли в Институт пролетарского изобразительного искусства (сейчас — Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина), где уже учились два его брата. Он, как и хотел, попал на архитектурное отделение.

По совету однокурсника Копелян пришел в Большой драматический театр (БДТ), где набирали актеров массовки и платили им за участие в постановках. Копеляну так понравилось играть в театре, что в 1932 году он бросил Академию художеств и поступил в студию при БДТ. Первое время начинающему актеру ставили невысокие оценки на экзаменах. Его хвалил только художественный руководитель БДТ Константин Тверской. От него Копелян единственный на курсе получил пятерку на экзамене. А вскоре Тверской пригласил его сыграть лорда Грея в своем спектакле «Жизнь и смерть короля Ричарда III».

Дипломной работой Копеляна стала постановка «Свои люди, сочтемся» по одноименной пьесе Александра Островского. Основатель БДТ Николай Монахов, который был на премьере спектакля, сказал об артисте: «Ну что ж, лет через двадцать будет актер».

Ефим Копелян окончил студию при Большом драматическом театре в 1935 году. Почти сразу его позвали в основную труппу коллектива. В том же году на сцене БДТ актер дебютировал в роли кинооператора Буркова в постановке «Не сдадимся» о героях-челюскинцах.

В конце 1930-х Копелян много играл в театре, но главных ролей не получал. Среди известных спектаклей этих лет с его участием — «Король Лир», «Дума о Британке», «Царь Потап».

Когда началась Великая Отечественная война, труппу БДТ эвакуировали в Киров. Ехать с ними Копелян отказался. Он остался в Ленинграде и записался добровольцем в армию. Артисту предложили присоединиться к коллективу Театра народного ополчения и выступать с концертами и спектаклями перед бойцами. Часто актерам приходилось выступать даже под обстрелами. В 1944 году за работу в Театре народного ополчения Ефиму Копеляну вручили медаль «За оборону Ленинграда». Коллектив просуществовал до конца войны.

Когда Великая Отечественная война закончилась и БДТ вернулся в Ленинград, Копеляна восстановили в труппе. Из-за того, что актер часто играл злодеев — Бенедикта в «Много шума из ничего», Рюмина в «Дачниках», — его прозвали «главным отрицательным героем БДТ». Но в основном ему доставались роли второстепенных персонажей.

В 1956 году художественным руководителем БДТ стал Георгий Товстоногов. Режиссер начал давать Копеляну роли разного плана. Артист играл и в постановках классики, в том числе «Горе от ума» и «Три сестры», и в новых спектаклях — «Прошлым летом в Чулимске» и «Пять вечеров». Критики хвалили Копеляна за особую манеру игры, которую они называли сдержанной и лаконичной. Артист умел показать чувства и переживания героя без переигрывания.


Он не выделялся ни высоким ростом, ни красивой внешностью, ни громким голосом. На сцене он был прост и, казалось, маловыразителен, однако его персонажи всегда жили насыщенной внутренней жизнью. Каждая из его ролей была откровением, но все его персонажи были похожи только на одного человека — на Ефима Копеляна.


Из-за особой манеры игры Копеляна сравнивали с французским актером Жаном Габеном. Зинаида Шарко вспоминала: «Копеляна иногда называли «нашим Жаном Габеном», находя, что он похож на французского актера и внешне, и масштабом личности. А я бы сказала: «Жан Габен — это их Фима Копелян!»

Своей любимой ролью Ефим Копелян называл Вершинина из постановки пьесы «Три сестры» Антона Чехова. Всего же актер сыграл в БДТ около ста спектаклей и проработал в театре почти 40 лет.

В кино Ефим Копелян начал сниматься еще в 1930-х. Дебютировал он в роли балалаечника в картине «Ошибка героя». Как и в театре, играть ему чаще всего приходилось отрицательных персонажей.

Как киноактер Копелян стал известен в 1967 году благодаря роли купца Саввы Морозова в фильме «Николай Бауман». Кроме него в картине снялись Элина Быстрицкая, Ирина Мирошниченко и Сергей Никоненко. Через год за фильм «Николай Бауман» Копелян получил вторую премию за лучшую мужскую роль на Всесоюзном кинофестивале в Ленинграде.

В 1960-х Копелян снялся в нескольких популярных фильмах — «До свидания, мальчики!», «713-й просит посадку», «Интервенция». Сыграл он и в трех частях советского вестерна «Неуловимые мстители». Актеру досталась роль атамана Бурнаша — предводителя анархистов. Его банда грабила крестьян, сражалась с красноармейцами. Атамана Бурнаша Копелян исполнил в своей манере — почти без эмоций и с иронией. Из-за этого зрителям казалось, что его атаман не охотится за неуловимыми мстителями, а подшучивает над ними. Актриса Татьяна Доронина писала: «Ефим Копелян ― один из самых скупых на внешние обозначения актеров. <…> Копелян никогда не играл «слова», он играл то, что за словами, за всем видимым и слышимым, то, что таят сердце и подсознание».

Атаман Бурнаш стал одним из самых популярных героев Копеляна. Артист позднее вспоминал, что на улицах его часто останавливали дети, которые хотели познакомиться с киногероем. А иногда они подражали неуловимым мстителям и устраивали на Копеляна охоту — актера забрасывали снежками, преследовали на улице.

Другой известной ролью Копеляна был Свидригайлов из экранизации романа Федора Достоевского «Преступление и наказание». Критики писали, что актер сумел убедительно показать переживания героя.

Сыграл Копелян и в экранизации романа Константина Седых «Даурия» о судьбе казаков Забайкалья во время Первой мировой и Гражданской войны. Персонажем актера был атаман Елисей Каргин.


Лаконизм… отнюдь не противопоказан психологической глубине. Это еще раз доказал Е. Копелян. В немногих сценах он создал совершенно «полнометражный» образ, принципиально важный для этого фильма самостоятельным подходом художника к материалу. Здесь уже не ощущаешь потребности свериться с первоисточником: живой экранный характер исчерпывающе полно несет свою тему. И мы надолго запоминаем трагедию человека, всю жизнь свою честно отдавшего ложной идее, трагедию, с пронзительной силой и ясностью раскрытую актером.


Известен Ефим Копелян был и как актер дубляжа. Он читал авторский текст — мысли Штирлица — в сериале «Семнадцать мгновений весны». Изначально Татьяна Лиознова хотела дать актеру небольшую роль, но отказалась от этой идеи и специально для Копеляна написала закадровый текст.

На озвучивание «Семнадцати мгновений весны» Копелян ездил каждые выходные после вечерних спектаклей из Ленинграда в Москву. О работе над этой картиной актер позднее говорил: «Я не Ефим Захарович, а Ефим Закадрович — я же все время за кадром».

За «Семнадцать мгновений весны» Ефим Копелян получил Государственную премию РСФСР им. братьев Васильевых. А в 1973 году актеру присвоили звание народного артиста СССР.

Фотографии
Наши партнёры