Пан Директор в телепередаче «Кабачок «13 стульев»», немногословный Саид в главном советском истерне «Белое солнце пустыни», бессменный Карлсон в знаменитом спектакле Театра сатиры «Малыш и Карлсон, который живет на крыше» — Спартак Мишулин был одним из самых популярных и успешных актеров 1960–70-х. Но то была уже вторая жизнь этого удивительного человека. Она началась, когда ему было сорок лет. До того судьба Мишулина делала умопомрачительные виражи.
Имя римского гладиатора выбрал для племянника профессор Александр Мишулин, ректор Академии общественных наук при ЦК партии. Его сестра Анна Мишулина родила ребенка, не состоя в официальном браке, и заботы по воспитанию мальчика впоследствии часто ложились на дядю. В 1937-м Анну Мишулину — заместителя наркома промышленности — арестовали. Спартак, уже известный всей округе своими проделками, жил то с отчимом, то у дяди. Перед началом войны мать освободили, в 1941-м семью эвакуировали в Горьковскую область. Спартак, еще не достигший призывного возраста, рвался на фронт, не раз пробирался из эвакуации в Москву — и однажды его вылазка увенчалась неожиданным поступлением в «спецартшколу». Увидев объявление о наборе, Мишулин записался в «артшколу», решив, что в ней учат на артистов. А когда набранных учеников погрузили в поезд и повезли в Анжеро-Судженск, выяснилось, что школа эта готовит артиллеристов… Тем не менее Мишулин в ней остался, организовал кружок художественной самодеятельности, режиссировал концерты, параллельно писал роман. А писать было не на чем, и подросток использовал оборотные стороны портретов Сталина. Последнее обстоятельство потянуло на срок в полтора года. 15-летнего Мишулина отправили в лагерь. Там ему выпало работать прицепщиком трактора. Уставал он смертельно. Однажды заснул в борозде, и трактор прошелся прямо по нему… Врачи долго не могли привести юношу в сознание, кости были переломаны во многих местах. Всю оставшуюся жизнь Мишулин страдал от болей в суставах.
После освобождения Спартак Мишулин работал худруком колхозных клубов в Калининской области. Но судьба выкинула очередной фортель: влиятельный дядя нашел племянника и устроил того на работу в Калининский драмтеатр. Там Мишулин начал свой профессиональный актерский путь. Играл много и ярко — так, что на гастролях в Москве его заметили столичные театральные деятели.
В 1960 году 34-летний провинциальный актер получил предложения от трех московских театров. Он выбрал Театр сатиры (и прослужил в нем 45 лет!), но поначалу работа в нем складывалась не слишком гладко. Известность пришла к Мишулину в середине 60-х, и, конечно, в основном ее принесло участие в суперпопулярном телешоу «Кабачок «13 стульев». В 1968 году Мишулин сыграл главную роль в спектакле Маргариты Микаэлян «Малыш и Карлсон, который живет на крыше». Сначала роль Карлсона репетировал Зиновий Высоковский, но Мишулину повезло, партия «мужчины с пропеллером» досталась ему. Он играл Карлсона на протяжении тридцати лет, даже когда здоровье отказывало! Актер поймал верный тон общения с детьми: он не сюсюкал, не играл взрослого дяденьку с пропеллером на спине, а обращался к Малышу и юным зрителям серьезно, на равных. И дети приняли его Карлсона.
Спартак Мишулин был занят во многих популярных спектаклях Театра сатиры золотой поры: играл вора-домушника в спектакле «Маленькие комедии большого дома» (новелла «Грабеж»), смотрителя училищ в «Ревизоре», Пичема в «Трехгрошовой опере». В кино, конечно, его возможности были несколько ограничены специфической внешностью: в лице ярко проступали экзотические, восточные черты. «Стреляли…» — реплика Саида, персонажа Мишулина в фильме «Белое солнце пустыни», ушла в народ. Вождь индейского племени, которого сыграл Мишулин, не затерялся в неслабой компании персонажей фильма «Человек с бульвара Капуцинов». «О бледнолицый брат мой, скажи, не собирается ли синематограф обратиться к жизни команчей? У меня есть потрясающий сюжет», — предлагал вождь кинопросветителю Джону Фёрсту.
Спартак Мишулин — обладатель запоминающейся внешности, актер-типаж, но вовсе не одинаковый от роли к роли! Нестандартен был его путь в профессию, исполнительская манера оставалась самобытной на протяжении всей его театральной и киножизни. Контакт Мишулина с залом устанавливался мгновенно. По натуре он был неугомонный человек, жадный до новых впечатлений. Ему были интересны разные люди — зритель чувствовал это и отвечал актеру искренней симпатией.
Источник материала: Культура.РУ